Баня на Руси
Пять лет назад весь мир отметил тысячелетие со дня рождения гениального ученого-энциклопедиста, врача, естествоиспытателя, философа и поэта Абу Али, известного под латинизированным именем Авиценна (980—1037). Еще в те времена были упоминания о бане как лечебном помещении.
Программы бухгалтерия. | Киев адвокат уголовные дела Бабин.
На Руси этого врача знали уже в XV веке и называли Ависьен, о чем свидетельствуют «травники» и «лечебники» того времени, в которых упоминаются советы великого врача. Авиценна родился в селении Афшана, близ Бухары. Уже в 18 лет он пользовался славой искусного врача, который рекомендовал посещать баню. Главный его труд «Канон врачебной науки» (всего Авиценна создал 270 произведений, до нас дошло свыше 160), не раз издававшийся в нашей стране,— своеобразная энциклопедия.
Великий врач считал себя продолжателем Аристотеля, Гиппократа и Галена, которые так любили посещать баню. Авиценну преследовали мракобесы, требовавшие расправы над гением и упрямо увердившие: «Его рукой водит дьявол». Но ученый был еще и человеком большого мужества, который не боялся открывать людям истины. Авиценна доказал, что чума не дьявольское наваждение, а инфекционная болезнь, против которой следует бороться строжайшими гигиеническими мерами, а баня то самое прекрасное средство для борьбы.
Пристальное внимание врач уделял здоровому образу жизни и часто посещал баню, лечению болезней природными факторами, физическими упражнениями. «Если заниматься физическими упражнениями и вести здоровый образ жизни,— писал ученый,—лекарства не нужны». Или вот такое высказывание Авиценны, которое будто сказано сегодня, когда нам стал угрожать дефицит движений, так называемая гиподинамия.
Группа медиков разных национальностей отважилась во мраке средневековья зажечь факел оздоровительных идей Гиппократа, Галена, Авиценны. «Са- лернский кодекс здоровья», изложенный стихами (его автор — испанский медик, химик, физик и философ Арнольд из Виллановы), и в наши дни не потерял своей актуальности, особенно в том, что касается гигиены и диеты.
Быть ты желаешь здоровым, лицо мой чаще и руки…
Мы воспринимаем такой совет как само собой разумеющийся, хотя и в наши дни не перевелись неряхи, которым следует напомнить эту, казалось бы, прописную истину. Но в те годы, когда чистота была под запретом и торжествовало мракобесие, призывы мыть тело, содержать жилище в опрятности, избегать обжорства («ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков»), отрешиться от злобности, нетерпимости, быть веселым и жизнерадостным («если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней,— считай недостойным сердиться») звучало смело, как откровение.
Впоследствии идеи Салернской школы подхватил итальянский педагог Витторио де Фельтре (1378- 1446). Он создал в Мантуе так называемый Дом радости — сауна или по русски баня. Здесь в просторных, светлых, хорошо проветриваемых залах ученики не только постигали различные научные дисциплины, но и приобщались к увлекательным физическим упражнениям, усваивали «кодекс гигиены», учились заботиться о чистоте тела, занимались плаванием, принимали водные процедуры.