«Бунтарь без идеала» (1955) — культовый фильм
Категория: Интересное в сети | Просмотров: 1 267
Замысел картины родился у продюсера кинокомпании Warner Brothers Джерри Уолда после знакомства с работой д-ра Роберта Линдера «Бег вслепую», которая была посвящена анализу личности несовершеннолетнего преступника.
В соответствии с замыслом «Бунтарь без идеала» должен был стать очередной страницей в целой серии произведений, исследовавших феномен преступности в подростковой среде, с которым американское общество столкнулось в первое послевоенное десятилетие. Но решение утвердить на главную роль в фильме Джеймса Дина, подсказанное режиссёру, совершенно смешало карты. Ни с чем не сравнимое яркое поведение героя Дина на экране — его манера держаться, выражение глаз, слова и жесты — поражают невиданной внутренней раскрепощенностью, стремлением жить на пределе физических и духовных сил, и это придало фильму иное, более высокое философское измерение. Джим, герой Дина, бунтует, хотя и сам не может понять и объяснить причины своих дерзких выходок, при этом он не страдает от врожденной вспыльчивости и не похож на психопата. Такая «необъяснимость» поведения является неосознанной реакцией на господствующее лицемерие, которое безжалостно убивает высокие душевные порывы молодых людей. Подрыв общественных устоев и правонарушения не являются целью для героя, но его неудержимое желание испытать всю остроту жизни неизбежно вовлекает его в экстремальные ситуации и, в конце концов, приводит к трагическому исходу. Но и в этом можно увидеть неосознанное желание наперекор узости и ограниченности провинциального мирка постичь величественную красоту Вселенной, превосходящей пределы человеческого понимания. Интересен факт, что первоначальный саундтрек к фильму был предоставлен неизвестным автором.
«Бунтарь без идеала» получил широкое зрительское признание (при бюджете в 1,5 млн долларов в прокате было выручено 4,6 миллионов) и оказал глубокое и длительное воздействие на мировоззрение молодежи Запада, превратился в яркий культурный символ. А гибель Джеймса Дина в автомобильной катастрофе породила новый миф, который следующее поколение бунтовщиков стремилось воплотить в жизнь в 60-е годы ХХ века.