Об условном развитии пространства Промышленные выставки архитектурный конкурс
Об условном развитии пространства, противопоставленном реальной статике архитектуры
И. В. Жолтовский считал, что «вся сила воздействия, заключающаяся в художественном образе, как раз и определяется степенью его динамичности. Закон дифференциального развития,— писал он,— приводит нас к закону роста организма, роста преодолевшего силу тяготения в вертикальном направлении и инерцию в горизонтальном».
Вопрос о пространстве динамическом, развивающемся, поставленный как архитектурная проблема, получил уточнение и развитие не в архитектурной теории, а в практической деятельности архитекторов. Концепция непрерывного пространства, осуществленная в современных проектах и постройках, может служить одним из возможных ответов на поставленную задачу.
Задача создания архитектуры как «второй очеловеченной природы» на основании всеобщих законов единства и развития мира не может ограничиться созданием реального, практически необходимого статического пространства. Пространство, создаваемое архитектором, так или иначе должно быть построено по законам единого развивающегося мира. Оно должно представить идею развития пространства в художественной форме.
Ле Корбюзье одним из первых разработал приемы развития нерасчлененного пространства, осуществляя его за счет свободной пластики форм и поверхностей, выходящих за пределы этого пространства Капелла Роншан и зал заседаний Парламента в Чандигархе иллюстрируют его творческие открытия. Огромная сила эмоционального воздействия их заключается, вероятно, в преобладании элементов, пластичных и чувственно воспринимаемых. Таков существенный вклад современной архитектуры, расширяющий возможности создания развивающегося пространства.
Развитие пространства по вертикали осуществляется рядом композиционных приемов. Так, например, интерьер храма Покрова на Нерли отличается стройностью общих пропорций. Отношение высоты подкупольного пространства к стороне центрального квадрата, равное семи квадратам, а центральных арок—четырем квадратам, создает поразительную целеустремленность развития по вертикали. Частый ритм вертикальных членений, созданный сложной пластикой белокаменных столбов и стен, перспективное сокращение вертикальных тяг, уводящих взгляд вверх, подчеркивают стремительность развития. Система вертикальных членений и расположение опор в пространстве, образуя планы, одновременно зрительно расширяют пространство, выявляют развитие его и по горизонтали.
Чертеж никогда не дает полного представления о натуре. И наоборот, интерьер не всегда может дать представление о плане. Прочтение пространства есть результат комплексного воздействия размеров, формы, цвета, света и таких более сложных характеристик, как оптические иллюзии и поправки.
Не случайно, художник благодаря своему умению выделить важное в данном явлении заставляет в своем произведении видеть объективную действительность более ярко, более концентрированно. Умение мастера сознательно решить поставленную задачу с большей наглядностью иллюстрируют работы Микеланджело. Чтобы активнее, ярче выразить идею динамического развития пространства, он использует закон иллюзии, когда искусственно утрированная прямая или обратная перспектива, образованная посредством непараллельных, расходящихся или сходящихся боковых ограждений пространства, создает соответственно впечатление удлинившегося, и наоборот, укоротившегося пространства. Реальные предметы, находящиеся в этом пространстве, оцениваются иначе, чем каждый из них, независимо и вне этого пространства.
Конец XIX века. Зарождение новой философии формообразования.
Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки.
В период перехода от мануфактурного производства к машинному, расширения торговли и образования общенациональных рынков начинает возрастать роль выставок.
Первая всемирная промышленная выставка, получившая название «великая», состоялась в Англии в 1851 году. Англия в тот период была ведущей в промышленной революции и самой мощной в экономическом отношении страной. Открытие выставки состоялось в Гайд-парке Лондона под девизом «Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека». Ее организаторами были принц-консорт Альберт и художник-прикладник сэр Генри Кольм.
Задолго до начала выставки был объявлен архитектурный конкурс на проект павильона
. На конкурс поступило 245 работ, но ни одна не была принята к осуществлению. Вместе с тем жюри одобрило идею, предложенную садовником Джозефом Пакстоном, в то время известного оригинальными конструкциями оранжерей. Этот опыт конструирования из стекла и металла и был использован им при возведении Хрустального дворца. Огромный павильон, равный по площади четырем соборам святого Петра в Риме, был собран за рекордно короткий для того времени срок — 6 месяцев, и состоял из унифицированных элементов: 3300 чугунных колонн, соответствующее количество однотипных металлических балок и деревянных рам, 300 тыс. листов стекла для стен и крыши.
В шине EISA предусмотрена возможность передавать управление одной из плат адаптеров. Такая плата представляет из себя, в сущности, специализированный процессор, который может осуществлять обмен данными по шине независимо от основного процессора. Работу адаптеров координирует устройство, называемое арбитром шины (САСР — см. выше), которое иногда еще называют периферийным контроллером Арбитр временно предоставляет всю систему в полное распоряжение той или иной плате адаптера. При этом все операции могут быть выполнены очень быстро. Например, контроллер диска, способный управлять шиной, обеспечивает более высокую скорость обмена данными с быстродействующим накопителем, чем контроллер, не обладающий такими возможностями.